Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Бланк согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение

Бланк заявление родителей на обучение по адаптированной образовательной программе

Бланк заявление на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка

Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ Ленинской СОШ Аксайского района

 

В МБОУ Ленинской СОШ созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» с учетом их состояния здоровья и уровня их развития. Инклюзивное обучение включено в уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование.

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 02 .09. 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

Работу школы координирует муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Аксайского района, которое оказывает методическую, консультационную поддержку.

В МБОУ Ленинской СОШ с 1 сентября 2023 года обучаются 39 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью.

 

 

Обучение организовано с учетом рекомендаций ПМПК, включая создание специальных условий. Реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы совместно с другими обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и с умственной отсталостью  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  1. использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  2. использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  3. предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  4. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  5. обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

В рекомендациях ПМПК определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

 

Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания

 

В МБОУ Ленинской СОШ реализуются адаптированные основные образовательные программы, разработанные на основе Примерных адаптированных образовательных программ ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (ИН), размещённых на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru с учётом ФАООП ОВЗ и ФАООП УО (ИН)

  • вариант 7.1 для обучающихся с ЗПР;
  • вариант 7.2 для обучающихся с ЗПР;
  • вариант 6.1 для обучающихся с НОДА;
  • вариант 6.2 для обучающихся с НОДА;
  • вариант 5.2 (1 отд.) для обучающихся с ТНР;
  • вариант 1, для обучающихся с УО (ИН)

 

Созданы условия, ориентированные на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися в процессе реализации инклюзивной практики. Создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Применяются адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы и формы организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ и умственной отсталостью, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе. Организуются уроки, внеучебные и внеклассные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей, внеклассная работа, направленная на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

 

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 

Образовательное учреждение обеспечило удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, согласно Федеральному перечню.

Образовательное учреждение, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения имеет фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические издания.

Список учебников, используемых в учебном процессе в 2023– 2024 учебном году.

 

АВТОР                            ПРЕДМЕТ

КЛАСС

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Русский язык

 

Горецкий В.Г, Кирюшин В.А., Виноградова Л.А. и др. Азбука

1

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

1

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

2

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

3

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

4

Комарова С.В. Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Иностранный язык

 

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

2

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

3

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

4

Литературное чтение

 

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

1

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

2

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

3

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

4

Ильина С.Ю. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Математика

 

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика

1

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

2

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

3

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

4

Алышева Т.В., Яковлева И.М. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Окружающий мир

 

Плешаков А.А. Окружающий мир

1

Плешаков А.А. Окружающий мир

2

Плешаков А.А. Окружающий мир

3

Плешаков А.А. Окружающий мир

4

Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека (для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)

3

Изобразительное искусство

 

Неменская Л.А. Изобразительное искусство

1

Коротеева  Е.И. /Под редакцией Неменской Л.А./ Изобразительное искусство

2

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

3

Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

4

Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

1

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

2

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  Музыка

4

Технология

 

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,  Фрейтаг И.П. Технология

1

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология

2

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.  Шипилова Н.В Технология

3

Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Шипилова Н.В Технология

4

Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Физическая культура

 

Лях В.И. Физическая культура

1-4

ОДНКНР

 

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

4

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И. Поляков А.В.  Основы духовно-нравственной культуры народов России

5

Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России.

7

Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России.

8

Русский язык

 

Разумовская М.М.  Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

5

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

7

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

8

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

9

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

литература

9

Меркин Г.С Литература

5

Меркин Г.С Литература

7

Меркин Г.С Литература

8

Зинин С.А., Сахаров В.И. ЧалмаевВ.А. Литература

9

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Иностранный язык

 

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд,  Английский язык 

5

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

7

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

8

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

9

Математика

 

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.  Шварцбург С.И. Математика

5

Мордкович А.Г. Алгебра

7

Мордкович А.Г. Алгебра

8

Мордкович А.Г. Алгебра

9

Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Эк В.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Атанасян Л.С , Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др. Геометрия

7-9

Информатика и ИКТ

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

5

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

8

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

9

История

 

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Дмитриева О.В. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV - XVII век

7

Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век

8

Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. 1801 - 1914

9

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

История России в 2-х частях

7

Арсентьев Н.М. Данилов А.А.  Курукин И.В. История России в 2-х частях

8

Арсентьев Н.М. Данилов А.А.  Левандовский А.А. История России в 2-х частях

9

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Обществознание

 

Боголюбов Л.Н.  Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.   Обществознание

7

Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И.  Обществознание

8

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Матвеев А.И.  Обществознание

9

География

 

Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География

5

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

7

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

8

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

9

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Биология

 

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология

5

Константинов В.М., В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. Биология

7

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Никишов А.И., Теремов А.В.Биология. Животные, (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Физика

 

Перышкин А.В. Физика

7

Перышкин А.В. Физика

8

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Химия

 

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия

8

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия

9

Искусство (Музыка и ИЗО)

 

Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

5

Питерских А.С., Гуров Г.Е. под редакцией Немецкого Б.М.

7

 Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

5

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка

7

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка

8

Технология

 

 Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

5

Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

7

Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

8-9

Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала

7

Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала

8

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности

7-9

Физическая культура

 

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура

5-7

Лях В.И.  Физическая культура

8-9

Родной русский язык

 

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Рябинина Л.А., Соколова О.В. Русский родной язык

3

Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Русский родной язык

9

 

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях школы, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, статья 42 говорит о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

В МБОУ Ленинской СОШ обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. Педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными партнерами.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии педагогом-психологом. С детьми, имеющими специфические речевые нарушения, занимается учитель-логопед. 

Функционируют группы компенсирующей направленности:

 

Название курса

Количество обучающихся

«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 1-2 классы

9

«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 3-4 классы

10

«Психологическая служба» разновозрастная группа (в рамках ППС) 5-9 классы

10

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ по развитию познавательных процессов (в рамках ППС) 1классы

7

 

Название курса

Количество обучающихся

«Развитие речи» разновозрастная группа (в рамках в/д) 2 классы

8

«Логопедическая ритмика» разновозрастная группа (в рамках в/д) 3-4 классы

10

Коррекция нарушения устной и письменной речи (в рамках ППС) 1-2 классы

5

Коррекция нарушения устной и письменной речи (в рамках ППС) 1 классы

4

 

Организована деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработки Индивидуальной образовательной программы, организации в соответствии с разработанной программой процесса сопровождения детей, привлечения специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Всеми сотрудниками школы пройдены курсы повышения квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ. Учителя, работающие в условиях инклюзивной практики, непрерывно развивают свой профессионализм в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии.

Таким образом, созданные специальные условия для образования и воспитания детей с ОВЗ способствуют их комфортной и успешной социализации.

 

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2017 №575 в ОУ 

 для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

·         создана сенсорная комната;

·         вход в школу оборудован пандусом;

·         в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях - 60 чел.

                     Информация о созданных условиях для детей инвалидов и детей с ОВЗ в ОУ

В рамках программы «Доступная среда» получено новое оборудование : 

1.Маты напольные и настенные.

2.Сухой бассейн.

3.Пуфик-кресло.

4.Набор мягких модулей для инвалидов.

5.Сенсорная тропа для ног.

6.Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением  бокового свечения  «Звездный дождь».

7.Световой стол для рисования песком.

8.Тактильная панель  с музыкальными инструментами.

9.Прибор динамической заливки света.

10.Набор СD дисков для релаксации.

11.Установка для ароматерапии с маслами.

12.Мячи массажные.

13.Книга на СD диске «Темная сенсорная комната».

14.Интерактивная сенсорная панель «Домик» с приставным столиком.

15.Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей.

16.Аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП.

17. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей

и детей  с нарушением речи.

18.Рабочее место педагога.

 

2015 г. – вход  в школу оборудован пандусом, тактильной полосой, ремонт туалетной комнаты.;

Создание-доступной-образовательной-среды-в-МБОУ-Ленинской-СОШ