Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Бланк согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение

Бланк заявление родителей на обучение по адаптированной образовательной программе

Бланк заявление на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка

 

Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ Ленинской СОШ Аксайского района

 

В МБОУ Ленинской СОШ созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» с учетом их состояния здоровья и уровня их развития. Инклюзивное обучение включено в уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование.

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 02 .09. 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

Работу школы координирует муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Аксайского района, которое оказывает методическую, консультационную поддержку.

В МБОУ Ленинской СОШ с 1 сентября 2022 года обучаются 27 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью.

Обучение организовано с учетом рекомендаций ПМПК, включая создание специальных условий. Реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы совместно с другими обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и с умственной отсталостью  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  1. использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  2. использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  3. предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  4. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  5. обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

В рекомендациях ПМПК определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.

 

Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания

 

В МБОУ Ленинской СОШ реализуются по БУП 2002г.:

  • адаптированные основные образовательные программы для детей с ЗПР, разработанные на основе Примерных ООП ООО;
  • АОП для обучающихся с ЗПР;
  • АОП для обучающихся с УО.

Для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН) реализуются адаптированные основные образовательные программы НОО, разработанные на основе Примерных адаптированных образовательных программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН), размещённых на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

  • вариант 7.2 для обучающихся с ЗПР;
  • вариант 6.2 для обучающихся с НОДА;
  • вариант 5.2 для обучающихся с ТНР;
  • вариант 1, для обучающихся с УО (ИН)

 

Созданы условия, ориентированные на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися в процессе реализации инклюзивной практики. Создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Применяются адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы и формы организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ и умственной отсталостью, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе. Организуются уроки, внеучебные и внеклассные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей, внеклассная работа, направленная на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

 

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 

Образовательное учреждение обеспечило удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, согласно Федеральному перечню.

Образовательное учреждение, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения имеет фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические издания.

Список учебников, используемых в учебном процессе в 2022– 2023 учебном году.

 

АВТОР                            ПРЕДМЕТ

КЛАСС

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Русский язык

 

Горецкий В.Г, Кирюшин В.А., Виноградова Л.А. и др. Азбука

1

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

1

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

2

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

3

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

4

Комарова С.В. Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Иностранный язык

 

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

2

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

3

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык

4

Литературное чтение

 

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

1

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

2

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

3

Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение

4

Ильина С.Ю. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Математика

 

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика

1

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

2

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

3

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

4

Алышева Т.В., Яковлева И.М. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)

3

Окружающий мир

 

Плешаков А.А. Окружающий мир

1

Плешаков А.А. Окружающий мир

2

Плешаков А.А. Окружающий мир

3

Плешаков А.А. Окружающий мир

4

Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека (для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)

3

Изобразительное искусство

 

Неменская Л.А. Изобразительное искусство

1

Коротеева  Е.И. /Под редакцией Неменской Л.А./ Изобразительное искусство

2

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

3

Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

4

Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

1

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

2

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

3

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  Музыка

4

Технология

 

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,  Фрейтаг И.П. Технология

1

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология

2

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.  Шипилова Н.В Технология

3

Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Шипилова Н.В Технология

4

Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

3

Физическая культура

 

Лях В.И. Физическая культура

1-4

ОДНКНР

 

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

4

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И. Поляков А.В.  Основы духовно-нравственной культуры народов России

5

Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России.

7

Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России.

8

Русский язык

 

Разумовская М.М.  Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

5

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

7

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

8

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

9

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

литература

9

Меркин Г.С Литература

5

Меркин Г.С Литература

7

Меркин Г.С Литература

8

Зинин С.А., Сахаров В.И. ЧалмаевВ.А. Литература

9

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Иностранный язык

 

Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд,  Английский язык 

5

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

7

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

8

БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык

9

Математика

 

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.  Шварцбург С.И. Математика

5

Мордкович А.Г. Алгебра

7

Мордкович А.Г. Алгебра

8

Мордкович А.Г. Алгебра

9

Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Эк В.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Атанасян Л.С , Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др. Геометрия

7-9

Информатика и ИКТ

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

5

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

8

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

9

История

 

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Дмитриева О.В. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV - XVII век

7

Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век

8

Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. 1801 - 1914

9

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

История России в 2-х частях

7

Арсентьев Н.М. Данилов А.А.  Курукин И.В. История России в 2-х частях

8

Арсентьев Н.М. Данилов А.А.  Левандовский А.А. История России в 2-х частях

9

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Обществознание

 

Боголюбов Л.Н.  Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.   Обществознание

7

Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И.  Обществознание

8

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Матвеев А.И.  Обществознание

9

География

 

Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География

5

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

7

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

8

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География

9

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Биология

 

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология

5

Константинов В.М., В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. Биология

7

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7

Никишов А.И., Теремов А.В.Биология. Животные, (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

8

Физика

 

Перышкин А.В. Физика

7

Перышкин А.В. Физика

8

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Химия

 

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия

8

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия

9

Искусство (Музыка и ИЗО)

 

Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

5

Питерских А.С., Гуров Г.Е. под редакцией Немецкого Б.М.

7

 Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

5

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка

7

Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  Музыка

8

Технология

 

 Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

5

Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

7

Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология

8-9

Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала

7

Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала

8

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности

7-9

Физическая культура

 

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура

5-7

Лях В.И.  Физическая культура

8-9

Родной русский язык

 

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Рябинина Л.А., Соколова О.В. Русский родной язык

3

Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Русский родной язык

9

 

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях школы, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, статья 42 говорит о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

В МБОУ Ленинской СОШ обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. Педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными партнерами.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии педагогом-психологом. С детьми, имеющими специфические речевые нарушения, занимается учитель-логопед. 

Функционируют группы компенсирующей направленности:

 

Название курса

Количество обучающихся

«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 1-2 классы

12

«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 3-4 классы

12

«Психологическая служба» разновозрастная группа (в рамках в/д) 5-8 классы

12

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ по развитию познавательных процессов (7-9 лет)

5

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ по развитию познавательных процессов (8-11 лет)

6

«Чувствуем, познаём, размышляем» (11-12 лет)

8

«Путь к успеху» (13-14 лет)

6

 

Название курса

Количество обучающихся

«Развитие речи» разновозрастная группа (в рамках в/д) 1-4 классы

12

«Логопедическая ритмика» разновозрастная группа (в рамках в/д) 1-4 классы

12

Коррекция нарушения устной и письменной речи (7-10 лет)

10

Коррекция нарушения устной и письменной речи(11-13 лет)

8

Коррекция нарушения устной и письменной речи(14-15 лет)

5

 

Организована деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработки Индивидуальной образовательной программы, организации в соответствии с разработанной программой процесса сопровождения детей, привлечения специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Всеми сотрудниками школы пройдены курсы повышения квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ. Учителя, работающие в условиях инклюзивной практики, непрерывно развивают свой профессионализм в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии.

Таким образом, созданные специальные условия для образования и воспитания детей с ОВЗ способствуют их комфортной и успешной социализации.

 

 

 

 

 

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2017 №575 в ОУ 

 для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

·         создана сенсорная комната;

·         вход в школу оборудован пандусом;

·         в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях - 60 чел.

                     Информация о созданных условиях для детей инвалидов и детей с ОВЗ в ОУ

В рамках программы «Доступная среда» получено новое оборудование : 

1.Маты напольные и настенные.

2.Сухой бассейн.

3.Пуфик-кресло.

4.Набор мягких модулей для инвалидов.

5.Сенсорная тропа для ног.

6.Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением  бокового свечения  «Звездный дождь».

7.Световой стол для рисования песком.

8.Тактильная панель  с музыкальными инструментами.

9.Прибор динамической заливки света.

10.Набор СD дисков для релаксации.

11.Установка для ароматерапии с маслами.

12.Мячи массажные.

13.Книга на СD диске «Темная сенсорная комната».

14.Интерактивная сенсорная панель «Домик» с приставным столиком.

15.Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей.

16.Аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП.

17. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей

и детей  с нарушением речи.

18.Рабочее место педагога.

 

2015 г. – вход  в школу оборудован пандусом, тактильной полосой, ремонт туалетной комнаты.;

Создание-доступной-образовательной-среды-в-МБОУ-Ленинской-СОШ

Сенсорная комната в работе:

Сенсорная комната в работе:

«Занятие в сухом бассейне»

Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

«Сенсорная тропа для ног»

Упражнение «Кочки»

Пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»

Упражнение  «Жгутики»

Детская интерактивная студия для развития творческого мышления, внимания, памяти.

«Тактильная панель с музыкальными инструментами»,

«Стол для рисования песком».

Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.