Бланк согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение
Бланк заявление родителей на обучение по адаптированной образовательной программе
Бланк заявление на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка
Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ Ленинской СОШ Аксайского района
В МБОУ Ленинской СОШ созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» с учетом их состояния здоровья и уровня их развития. Инклюзивное обучение включено в уровни образования: начальное общее образование, основное общее образование.
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 02 .09. 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
Работу школы координирует муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Аксайского района, которое оказывает методическую, консультационную поддержку.
В МБОУ Ленинской СОШ с 1 сентября 2023 года обучаются 39 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью.
Обучение организовано с учетом рекомендаций ПМПК, включая создание специальных условий. Реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы совместно с другими обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и с умственной отсталостью понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
В рекомендациях ПМПК определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
В МБОУ Ленинской СОШ реализуются адаптированные основные образовательные программы, разработанные на основе Примерных адаптированных образовательных программ ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (ИН), размещённых на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru с учётом ФАООП ОВЗ и ФАООП УО (ИН)
- вариант 7.1 для обучающихся с ЗПР;
- вариант 7.2 для обучающихся с ЗПР;
- вариант 6.1 для обучающихся с НОДА;
- вариант 6.2 для обучающихся с НОДА;
- вариант 5.2 (1 отд.) для обучающихся с ТНР;
- вариант 1, для обучающихся с УО (ИН)
Созданы условия, ориентированные на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися в процессе реализации инклюзивной практики. Создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Применяются адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы и формы организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ и умственной отсталостью, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе. Организуются уроки, внеучебные и внеклассные мероприятия с использованием интерактивных форм деятельности детей, внеклассная работа, направленная на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Образовательное учреждение обеспечило удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, согласно Федеральному перечню.
Образовательное учреждение, специалисты сопровождения имеют доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения имеет фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические издания.
Список учебников, используемых в учебном процессе в 2023– 2024 учебном году.
АВТОР ПРЕДМЕТ |
КЛАСС |
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|
Русский язык |
|
Горецкий В.Г, Кирюшин В.А., Виноградова Л.А. и др. Азбука |
1 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
1 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
2 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
3 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
4 |
Комарова С.В. Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
3 |
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях) |
3 |
Иностранный язык |
|
Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык |
2 |
Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык |
3 |
Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Оралова О.В. Английский язык |
4 |
Литературное чтение |
|
Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение |
1 |
Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение |
2 |
Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение |
3 |
Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение |
4 |
Ильина С.Ю. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях) |
3 |
Математика |
|
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика |
1 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
2 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
3 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
4 |
Алышева Т.В., Яковлева И.М. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях) |
3 |
Окружающий мир |
|
Плешаков А.А. Окружающий мир |
1 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
2 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
3 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
4 |
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека (для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) |
3 |
Изобразительное искусство |
|
Неменская Л.А. Изобразительное искусство |
1 |
Коротеева Е.И. /Под редакцией Неменской Л.А./ Изобразительное искусство |
2 |
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
3 |
Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
4 |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
3 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
1 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
2 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
3 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
4 |
Технология |
|
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология |
1 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология |
2 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Шипилова Н.В Технология |
3 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Шипилова Н.В Технология |
4 |
Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология. Ручной труд (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
3 |
Физическая культура |
|
Лях В.И. Физическая культура |
1-4 |
ОДНКНР |
|
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. |
4 |
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И. Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России |
5 |
Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России. |
7 |
Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбанан Е.С., Федоров О.Д.; под редакцией Васильевой О.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России. |
8 |
Русский язык |
|
Разумовская М.М. Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык |
5 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык |
7 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык |
8 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык |
9 |
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
7 |
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
литература |
9 |
Меркин Г.С Литература |
5 |
Меркин Г.С Литература |
7 |
Меркин Г.С Литература |
8 |
Зинин С.А., Сахаров В.И. ЧалмаевВ.А. Литература |
9 |
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
7 |
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
Иностранный язык |
|
Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э.Уорд, Английский язык |
5 |
БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык |
7 |
БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык |
8 |
БиболетоваМ.З.,Трубанева Н.Н. Английский язык |
9 |
Математика |
|
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Шварцбург С.И. Математика |
5 |
Мордкович А.Г. Алгебра |
7 |
Мордкович А.Г. Алгебра |
8 |
Мордкович А.Г. Алгебра |
9 |
Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
7 |
Эк В.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
Атанасян Л.С , Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др. Геометрия |
7-9 |
Информатика и ИКТ |
|
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика |
5 |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика |
8 |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика |
9 |
История |
|
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира |
5 |
Дмитриева О.В. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV - XVII век |
7 |
Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век |
8 |
Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. 1801 - 1914 |
9 |
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России в 2-х частях |
7 |
Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин И.В. История России в 2-х частях |
8 |
Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Левандовский А.А. История России в 2-х частях |
9 |
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
Обществознание |
|
Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание |
7 |
Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Обществознание |
8 |
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Матвеев А.И. Обществознание |
9 |
География |
|
Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География |
5 |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География |
7 |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География |
8 |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География |
9 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
7 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
Биология |
|
Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология |
5 |
Константинов В.М., В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. Биология |
7 |
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология |
8 |
Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология |
9 |
Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
7 |
Никишов А.И., Теремов А.В.Биология. Животные, (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) |
8 |
Физика |
|
Перышкин А.В. Физика |
7 |
Перышкин А.В. Физика |
8 |
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика |
9 |
Химия |
|
Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия |
8 |
Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия |
9 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
|
Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
5 |
Питерских А.С., Гуров Г.Е. под редакцией Немецкого Б.М. |
7 |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка |
5 |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка |
7 |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка |
8 |
Технология |
|
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология |
5 |
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология |
7 |
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология |
8-9 |
Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала |
7 |
Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала |
8 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Основы безопасности жизнедеятельности |
7-9 |
Физическая культура |
|
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура |
5-7 |
Лях В.И. Физическая культура |
8-9 |
Родной русский язык |
|
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Рябинина Л.А., Соколова О.В. Русский родной язык |
3 |
Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Русский родной язык |
9 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях школы, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, статья 42 говорит о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В МБОУ Ленинской СОШ обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. Педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными партнерами.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии педагогом-психологом. С детьми, имеющими специфические речевые нарушения, занимается учитель-логопед.
Функционируют группы компенсирующей направленности:
Название курса |
Количество обучающихся |
«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 1-2 классы |
9 |
«Хочу стать внимательным» разновозрастная группа (в рамках в/д) 3-4 классы |
10 |
«Психологическая служба» разновозрастная группа (в рамках ППС) 5-9 классы |
10 |
Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ по развитию познавательных процессов (в рамках ППС) 1классы |
7 |
Название курса |
Количество обучающихся |
«Развитие речи» разновозрастная группа (в рамках в/д) 2 классы |
8 |
«Логопедическая ритмика» разновозрастная группа (в рамках в/д) 3-4 классы |
10 |
Коррекция нарушения устной и письменной речи (в рамках ППС) 1-2 классы |
5 |
Коррекция нарушения устной и письменной речи (в рамках ППС) 1 классы |
4 |
Организована деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработки Индивидуальной образовательной программы, организации в соответствии с разработанной программой процесса сопровождения детей, привлечения специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Всеми сотрудниками школы пройдены курсы повышения квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ. Учителя, работающие в условиях инклюзивной практики, непрерывно развивают свой профессионализм в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии.
Таким образом, созданные специальные условия для образования и воспитания детей с ОВЗ способствуют их комфортной и успешной социализации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2017 №575 в ОУ
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· создана сенсорная комната;
· вход в школу оборудован пандусом;
· в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» прошли курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях - 60 чел.
Информация о созданных условиях для детей инвалидов и детей с ОВЗ в ОУ
В рамках программы «Доступная среда» получено новое оборудование : 1.Маты напольные и настенные. 2.Сухой бассейн. 3.Пуфик-кресло. 4.Набор мягких модулей для инвалидов. 5.Сенсорная тропа для ног. 6.Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением бокового свечения «Звездный дождь». 7.Световой стол для рисования песком. 8.Тактильная панель с музыкальными инструментами. 9.Прибор динамической заливки света. 10.Набор СD дисков для релаксации. 11.Установка для ароматерапии с маслами. 12.Мячи массажные. 13.Книга на СD диске «Темная сенсорная комната». 14.Интерактивная сенсорная панель «Домик» с приставным столиком. 15.Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей. 16.Аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП. 17. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи. 18.Рабочее место педагога.
2015 г. – вход в школу оборудован пандусом, тактильной полосой, ремонт туалетной комнаты.; |